04.06.2013
Сезон падения лифтов
Падение лифта в комплексе «Gusi-Лебеди» на Туристской улице в Петербурге может стать предвестником большой беды, уверены эксперты. Всему виной непродуманные изменения в законодательстве, фактически выведшие лифтовое хозяйство из правого регулирования.
Новость о падении лифта в доме на Туристкой улице осталась незамеченной большинством горожан, решивших в жаркий воскресный день «отключиться» от жилищных проблем. Тем временем двое обитателей жилого комплекса «Gusi-Лебеди» оказались на грани жизни и смерти.
Жильцы на шестом этаже зашли в лифт. Но вместо плавного движения вниз, кабина сорвалась и полетела вниз. Предположительно, на уровне третьего этажа лифт остановила сработавшая аварийная блокировка. По счастливому стечению обстоятельств, никто не пострадал.
«Это происшествие может стать первой ласточкой грядущей беды», — считает директор компании «Городской центр экспертиз» Александр Москаленко. Эксперт напоминает, что Россия уже переживала «смертельный бум» падений лифтов.
«Лет 5-6 тому назад они сыпались как спелые яблоки. В этот момент происходило элементарное старение. Ведь многие лифты привезены после войны из Германии в качестве трофеев. Ростехнадзор, испытывая дефицит кадров, также не очень внимательно следил за состоянием дел в лифтовом хозяйстве. Но все же чиновники вынудили собственников и эксплуатантов заняться наведением порядка», — говорит Москаленко.
По его словам, во многом решению проблемы способствовало приглашение независимых экспертов, контролировавших состояние лифтов, в первую очередь, работоспособность тросов и механизмов. «Этого требовал закон о промышленной безопасности. Лифт был обозначен как опасный объект, и за ним следили сразу несколько глаз», — поясняет директор «Городского центра экспертиз».
Однако в марте нынешнего лифты, в соответствие с изменениями в 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», эскалаторы и подъемники для инвалидов в жилых домах, магазинах и офисах были выведены из перечня промышленных опасных объектов. Очевидно, что это было продиктовано желанием государства не только упростить понятие «опасный объект», но и банально сэкономить.
«По оценкам экспертов, если изменения в законопроект последуют (...) экономия для нашего производства, экономия для нашей экономики будет порядка 20 млрд. рублей только за счёт издержек из ежегодно затрачиваемых, по оценкам экспертов, 60 млрд. рублей, которые идут на вопросы обеспечения промышленной безопасности», — заявлял Дмитрий Медведев в ходе совещания в октябре 2012 года, когда указанные изменения еще готовились к принятию.
Александр Москаленко уверен, что этими изменениями в законодательстве лифты фактически оставили без хозяина. «Сейчас Ростехнадзор остался лишь наблюдателем: у хозяина не обязан проверять лифты, поскольку он вышел из-под действия закона. Все это ведет к тому, что в обозримом будущем падения лифтов только усилятся», — считает собеседник агентства
Руководитель комитета по правому обеспечению Национального лифтового союза России Максим Звягинцев в разговоре с корреспондентом «БалтИнфо» напомнил, что признак опасности у лифтов все же не исчез.
По его словам, изменения в 225-м Федеральном законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» отнесли лифты к 4-й группе опасных объектов.
Звягинцев рассказал, что эксперты Национального лифтового союза выявили 24 типичные проблемы с российскими лифтами. Большинство из них связано со вступлением в силу технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов», принятого в октябре 2011 года.
«В связи с его принятием ситуация стала критическая. Многие требования, содержавшиеся в национальном техническом регламенте, перестали носить обязательный характер, потому что в Техническом регламенте Таможенного союза они не содержатся. И для России это шаг назад. Не стоит забывать и о том, что уровень развития лифтового хозяйства в России на порядок выше, чем в Белоруссии и Казахстане», — считает Звягинцев.
Он уверен, что недоработки в законодательстве могут влечь за собой реальную угрозу жизни россиян. В целом эксперты призывают государство вернуть лифты в правовое поле.
«Вариантов решения проблемы несколько. Можно принять отдельный закон о лифтах или постановление правительства», — поделился своим мнением Александр Москаленко, призвав обратить внимание на опыт Польши: «В этой стране, если ты там не проводишь экспертизу, то должен платить сумасшедшие деньги, продолжая эксплуатировать лифты. А следит за этим надзор».
Однако Максим Звягинцев констатирует, что в рамках Таможенного союза усовершенствовать законодательство крайне проблематично.
«Таможенный союз накладывает на его участников определенны ограничения. Мы стараемся это изменить. Однако наша главная задача — ввести все необходимые требования в технический регламент Таможенного союза. Это требует согласованности всех трех сторон. Однако к этому пока не все готовы», — резюмировал эксперт.
Пока власть имущие переписывают законы и регламенты, количество падений лифтов на территории России растет. Вот лишь последние случаи.
Так, в Калининграде 25 марта в доме № 17 по ул. Судостроительной произошло ускоренное движение лифта с третьего до первого этажа. В это время в его кабине находилось четыре человека — двое мужчин, женщина и 17-летняя девушка, которой в итоге потребовалась помощь медиков.
7 апреля 2013 года в Москве доме на Рублевском шоссе двое подростков попытались выбраться из застрявшей кабины лифта. 14-летняя девочка, видимо, оступилась, сорвалась и упала в шахту с высоты 12-го этажа. От полученных травм она погибла на месте. Жильцы жаловались, что лифты в их доме не меняли почти 30 лет.
А в Петербурге самая страшная трагедия с подъемниками произошла в доме № 45 по 10-й линии Васильевского острова 15 февраля 2009 года, когда пожилая петербурженка Нина Сергеева вместе с внуками входила в лифт. Неожиданно кабина самопроизвольно начала движение, зажав женщину и протащив ее почти два этажа. Все происходило на глазах маленьких детей. От тяжелейших травм и кровопотери пожилая женщина скончалась.
Вину за случившееся возложили на эксперта инженерной компании Любовь Черкасову, так как именно она отвечала за обслуживание и проверку технического состояния ряда домов Василеостровского района, в том числе дома № 45 по 10-й линии, где случилось ЧП.
В феврале 2012 года эксперт ООО ИЦ «Ликон» Любовь Черкасова была признана виновной и приговорена к двум годам лишения свободы с лишением права заниматься экспертной деятельностью, но освобождена от наказания в связи с истечением сроков давности. Позже решением Санкт-Петербургского горсуда приговор оставлен в силе за исключением того момента, что Черкасовой теперь позволено заниматься экспертной деятельностью.
В ходе долгих судебных разбирательств в пользу двух внуков погибшей Нины Сергеевой было взыскано 1 млн. 250 тысяч рублей.