17.12.2012

России нужны новые требования к промышленной безопасности

Как пояснил первый зампред профильного комитета по промышленности Владимир Гутенев, речь идет о поправках в базовое законодательство для повышения эффективности госрегулирования и устранения избыточных административных барьеров при контроле за промбезопасностью, которые Госдума готовится приныть в первом чтении до конца декабря.

Законопроектом уточняются критерии идентификации опасных производственных объектов — вводится их классификация, учитывающая степень риска возникновения аварии и масштабы их возможных последствий, гармонизированная с законодательством Европейского союза. Предполагается подразделение на 4 класса опасности — 1-й класс — объекты чрезвычайно высокой опасности, 2-й — высокой опасности, 3-й — средней опасности и 4-ый — низкой опасности. «Исключение избыточных и дублирующих требований промышленной безопасности, с одной стороны, и снижение рисков техногенных аварий на опасных производственных объектах — с другой, будут осуществляться путем дифференциации мер обеспечения промышленной безопасности по классам опасных производственных объектов», — пояснил Гутенев.

В отношении опасных производственных объектов 1-го класса опасности будет реализован режим непрерывного надзора. Плановые проверки организаций, осуществляющих эксплуатацию опасных производственных объектов 1-го и 2-го класса опасности, будут проводиться не чаще одного раза в год, 3-его класса опасности — одного раза в три года. Плановые проверки опасных производственных объектов 4-го класса опасности производиться не будут.

Для организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты 1 и 2 классов опасности, станет обязательным создание систем управления промышленной безопасностью. При этом оговаривается, что сфера обязательного декларирования промбезопасности будет ограничена объектами также этих двух классов.

Одновременно будет исключена обязанность разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах 4-го — пониженного — класса опасности. Здесь вводится уведомительный порядок начала деятельности по эксплуатации производственных объектов.

В целях устранения коррупционных рисков при осуществлении надзорной деятельности вводится исчерпывающий перечень случаев, при которых необходимо проведение экспертизы промышленной безопасности, а также устанавливаются полномочия правительства РФ по утверждению перечня технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах.

В целях исключения избыточных технических барьеров для осуществления инвестиционной деятельности на опасных производственных объектах законопроектом вводится правовой режим их эксплуатации, консервации и ликвидации на основе индивидуальных требований, установленных в проектной документации.

По сути, продолжил он, предлагаются наиболее серьезные новации в регулировании промышленной безопасности с 1997 года, когда был принят базовый закон. «С тех пор в него вносились изменения, связанные с развитием законодательства о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, о государственном надзоре, о лицензировании, однако самостоятельный комплекс взаимосвязанных изменений рассматривается впервые», — сообщил первый замглавы профильного комитета.

Дифференциация требований промышленной безопасности в зависимости от класса опасности объектов — давно назревшее решение, позволяющее исключить избыточное административное давление и, одновременно, повысить уровень защищенности граждан от крупных промышленных аварий, заключил Гутенев.

Источник: Фракция Единой России в Госдуме РФ

Вступить в СРО