04.12.2012
Прокуратура взялась за «Тольяттиазот»
Проверка проводится на соблюдения требований федерального законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, проведенной в июле 2012 года Средне-Поволжским управлением Ростехнадзора на ОАО «Тольяттиазот».
Около месяца назад, 20 сентября 2012 года, прокурор района направил в Комсомольский районный суд Тольятти исковое заявление к ОАО «Тольяттиазот» об устранении нарушений федерального законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов. 19 ноября 2012 года исковые требования прокурора судом были удовлетворены.
В судебных заседаниях было установлено, что ТоАЗ осуществляет деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов и химически опасных производственных объектов с истекшими сроками эксплуатации, с нарушениями технологических процессов, в отсутствие производственного контроля за выполнением работ и прочими нарушениями законодательства о промышленной безопасности.
На ОАО «Тольяттиазот» возложена обязанность устранить выявленные нарушения в сроки до 31 декабря 2013 года и до 31 декабря 2015 года.
Здесь напрашиваются закономерные вопросы: не случится ли техногенной катастрофы, пока владельцы ТоАЗа будут исправлять выявленные нарушения? Смогут ли жители города спокойно жить отведенные на это два года? Сколько еще нарушений будут обнаружены на предприятии?
А волноваться есть о чем. В свое время именно пренебрежение промбезопасностью привело к гибели десятков человек в авариях на «Распадской» и Саяно-Шушенской ГЭС. Но авария на огромном химическом комбинате будет в тысячи раз страшнее — достаточно вспомнить Севезо (Италия), Бхопал (Индия), Ионава (Литва). Названия этих населенных пунктов печально известны на весь мир, потому что в свое время в результате аварий на местных химзаводах погибли десятки тысяч человек и сотни тысяч пострадали. Впрочем, ни одно из этих предприятий и рядом не стояло с ТоАЗом по масштабу производства. Если маленького завода в Севезо хватило, чтобы отравить 100 тысяч человек и 18 кв. км территории, то страшно даже представить, чем может обернуться авария на «Тольяттиазоте», ежедневно работающем с миллионами кубометров взрывоопасного газа и тысячами тонн ядовитого аммиака. Известно, что оборудование завода, построенного в 1979 году, за более чем 30 лет работы не проходило капитальные ремонты, и многие ключевые узлы уже несколько раз успели выработать свой ресурс.
И судя по всему, владельцы завода — Владимир и Сергей Махлай, постоянно проживающие за границей, не заинтересованы решать безотлагательные вопросы промбезопасности на принадлежащем им предприятии, и не собирают вкладывать в это средства. Как сообщают тольяттинские СМИ, в октябре этого года Ростехнадзор провел вторую в этом году проверку состояния промышленной безопасности на «Тольяттиазоте». Хотя материалы этой проверки еще не успели поступить в прокуратуру и суд, ужасает та регулярность, с которой надзорное ведомство обнаруживает на ТоАЗе все те же и даже новые нарушения.
Хозяева предприятия озабочены совсем другими вопросами. Уже много лет на ТоАЗе действует схема вывода значительной доли прибыли в офшоры. Деньги утекают за рубеж в карман собственников завода. Суть аферы проста: предприятие продает по заниженным ценам свою основную продукцию — жидкий аммиак и карбамид — швейцарским компаниям, аффилированным с семейством Махлаев. Фирма зарегистрирована в швейцарском городе Биннинген, где ставка налога на прибыль для зарубежных компаний составляет всего 2%. Впоследствии товар перепродается независимым трейдерам по реальной цене, а «сэкономленные» деньги оседают на личных счетах Махлаев и их партнеров, задействованных в махинациях. По оценкам отраслевых экспертов только за 2008-2011 годы хозяева ТоАЗа вывели за рубеж более 560 млн долларов. А попросту — лишили предприятие инвестиций, в том числе и на обеспечение приемлемого уровня промышленной безопасности.
К сожалению, в результате этой преступной деятельности юг России рискует стать еще одним эпицентром крупномасштабной техногенной катастрофы. И тогда уже ни прокуратура, ни суды не смогут справиться с последствиями этой трагедии, заложниками которой могут стать тысячи человек.