17.05.2012
Общий ущерб два миллиона рублей
Приволжское управление Ростехнадзора завершило техническое расследование причин аварии гидротехнического сооружения (пруд-плотина) на реке Большая Бахта в Чистопольском муниципальном районе Республики Татарстан, произошедшей 10 апреля 2012 года.
Напомним, в связи с резким повышением атмосферной температуры, таянием снега и обильным дождем пруд переполнился, при этом произошел размыв тела плотины с полным разрушением донного водоспуска. Вследствие аварии оказался поврежден автомобильный мост, расположенный ниже по течению, на автодороге Чистополь — Четыре Двора.
Далее по течению в с.Белая Гора подмыло и унесло металлическую конструкцию пешеходного перехода, частично разрушился новый мост в д.Байтеряково. На территории Кубасского сельского поселения были затоплены жилые дома, вода попала в погреба и подвалы, подмыла фундамент. Кроме того, в результате аварии была повреждена линия электропередач, жители близлежащих населенных пунктов на два дня остались без электричества. Общий ущерб от аварии составил более двух миллионов рублей.
Как показало проведенное расследование, повреждение ГТС произошло из-за отсутствия ледозащитного сооружения, сороудерживающих решеток на шахтных водовыпусках, нерабочего донного водовыпуска. Проще говоря, водосброс забился (возможно, глыбами льда), вследствие чего резко повысился уровень воды в пруду. Как итог — переливание воды через гребень плотины и разрушение тела плотины.
Были названы и организационные причины гидротехнической аварии в Чистопольском районе. Как выяснили инспекторы, у ГТС, находящегося на балансе исполнительного комитета Адельшинского сельского поселения, отсутствует обязательное страхование риска гражданской ответственности, финансовое обеспечение гражданской ответственности, не произведены расчет вероятного вреда в случае аварии, преддекларационное обследование ГТС.
Однако основная причина ЧП, из-за которой инспекторы Ростехнадзора бьют тревогу, — отсутствие грамотных работников, которые бы правильно обслуживали гидротехническое сооружение, следили за состоянием тела плотины и вовремя смогли бы устранить нарушения. Как оказалось, ледозащитные сооружения и сороудерживающие решетки представляют из себя несложные конструкции, изготовление которых не требует больших финансовых затрат. К трагедии привело именно незнание и неумение работать с гидротехническим сооружением. Как объясняют инспекторы, отсутствие квалифицированного обслуживающего персонала — проблемы практически всех ГТС, находящихся на балансе сельских поселений.
По результатам расследования аварии Приволжское управление Ростехнадзора планирует возбудить административное производство в отношении собственника ГТС. Кроме того, ему предписано устранить все выявленные нарушения в установленный срок, сообщает пресс-служба Приволжского управления Ростехнадзора.
Напомним, Премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков, посетивший место чрезвычайной ситуации, дал поручение завершить строительство нового моста на речке Большая Бахта в Чистопольском районе Татарстана в течение 4 месяцев.