03.04.2012
Ледяной дождь разбил лайнер
Вчера через пару минут после взлета возле тюменского аэропорта Рощино разбился ATR-72, принадлежавший авиакомпании UTair. Из 43 человек, находившихся на борту, выжили только 12. По предварительным данным, к катастрофе могло привести обледенение воздушного судна и ошибки, допущенные пилотами. Во всяком случае из всех самолетов, вылетавших в понедельник из Тюмени, соответствующую обработку не прошел только один.
Катастрофа самолета ATR-72 с бортовым номером VP-BYZ произошла в 5:33 по московскому времени — через две минуты после его отрыва от земли. Он, вылетев из аэропорта Рощино по маршруту Тюмень—Сургут, начал набор высоты, однако вскоре пропал с экрана радаров. По свидетельствам очевидцев, поднявшись на высоту около 500 м, самолет начал крениться, а затем рухнул на заснеженное поле в 2 км от взлетно-посадочной полосы. От удара судно развалилось на три части. Средняя из них загорелась.
Про катастрофу службам аэропорта сообщил экипаж следующего самолета ATR, который вылетал с трехминутной задержкой и при наборе высоты заметил пожар вокруг упавшего судна. Экипаж разбившегося ATR-72 сигналов бедствия не подавал и на связь с землей после взлета вообще не выходил.
С помощью вертолетов и наземной техники в больницы Тюмени были доставлены 12 выживших в катастрофе пассажиров ATR. Многие из них получили тяжелые травмы и ожоги. Быстро опознать тела всех погибших, а среди них был экипаж самолета в полном составе, а также два известных нефтяника — исполняющий обязанности замгендиректора «Юганскнефтегаза» («дочка» «Роснефти») Сергей Крутько и экс-заместитель гендиректора по вопросам геологических изысканий «Сургутнефтегаза», член совета директоров Николай Медведев, сразу не удалось. Как минимум шесть погибших получили сильнейшие термические ожоги, сгорев вместе с салоном. В Тюменской области объявили траур.
Сотрудники местного управления СКР возбудили уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности эксплуатации воздушного транспорта), которое по приказу главы СКР Александра Бастрыкина, прибывшего вчера в Тюмень, было передано в Москву в производство главного следственного управления ведомства. Свое расследование, техническое, начала и спецкомиссия Межгосударственного авиакомитета (МАК).
В первые часы после ЧП была отброшена версия о возможном теракте: следов взрывчатки на месте катастрофы не нашли. Образцы топлива, которым заправлялся ATR, отправили на экспертизу, скорее чтобы соблюсти формальности. В понедельник из тех же цистерн заправлялись еще с десяток самолетов, которые благополучно вылетели по расписанию. Сорвал его только экипаж Boeing 737 той же UTair, который находился на старте в момент катастрофы ATR. При разгоне воздушного судна в его кабине сработал датчик, свидетельствующий о невзлетной конфигурации. Самолет заменили на Ту-154, и через 2,5 часа он вылетел с пассажирами в Москву.