01.11.2010
Председатель Комитета по энергетике Юрий Липатов выступил на Энергетическом форуме \"ТЭК России: курс на безопасность?\"
Председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Юрий Липатов выступил на Энергетическом форуме \"ТЭК России: курс на безопасность?\", который проводила газета \"Ведомости\" при поддержке Комитета Госдумы по энергетике и Министерства Российской Федерации по энергетике.
Юрий Липатов сказал:
«В рамках работы форума предлагается обсудить вопросы обеспечения промышленной безопасности предприятий ТЭК России. Этой теме начиная с конца 2009 года постоянно уделяется повышенной внимание. Причиной тому безусловно стали трагические события августа 2009 года на Саяно-Шушенской ГЭС и шахте \"Распадская\" в мае 2010 года. Очевидно, что эти аварии потребовали от государства и руководителей и работников предприятий ТЭК осознания случившегося, проведения всестороннего анализа и выработки необходимых безотлагательных решений по предотвращению подобных аварий в будущем. Приоритетным вопросом стало повышение безопасности и надежности эксплуатации предприятий ТЭК и необходимость приоритета государства в усилении контроля и надзора за их работой.
Хотел бы отметить, что законодатели оперативно рассмотрели вопросы законодательного обеспечения безопасности работы предприятий ТЭК.
Как Вы все знаете, по инициативе депутатов Государственной Думы была создана Комиссия по расследованию обстоятельств, связанных с возникновением чрезвычайной ситуации техногенного характера на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 года. К работе комиссии были привлечены эксперты-аналитики, не работающие в системе государственной власти, известные своими трудами и профессиональным опытом в научном, экспертном и отраслевом сообществе. Это позволило снизить возможности субъективного восприятия и оценки членами парламентской комиссии произошедших событий. Это позволило провести системный анализ состояния законодательной и нормативно-правовой базы по вопросам технологической и промышленной безопасности, осуществления контрольно-надзорной деятельности.
В выводах Комиссии, в частности, отмечалось необходимость разработки и рассмотрения Государственной Думой необходимых технических регламентов, обеспечивающих техническую и технологическую безопасность работы предприятий ТЭК. Ответственным за подготовку регламентов является Комитет ГД по энергетике и в настоящее время:
• принят технический регламент \"О безопасности низковольтного оборудования\";
• подготовлены ко второму чтению и направлен в Правительство технический регламент \"О безопасности станций и сетей\" и технический регламент \"О безопасности высоковольтного оборудования\";
• внесен и подготовлен к рассмотрению в первом чтении проект технического регламента \"О безопасности гидротехнических сооружений электрических станций\".
Данные технические регламенты соответствуют целям создания современной системы технического регулирования и должны составить основу структуры технического регулирования в электроэнергетике.
Технические регламенты устанавливают требования, обеспечивающие: промышленную безопасность, электрическую безопасность, взрывобезопасность, пожарную безопасность, ядерную и радиационную безопасность, химическую безопасность, биологическую безопасность, безопасность излучений.
Хотел бы проинформировать участников форума, что решение дальнейшего рассмотрения указанных регламентов будет приниматься с учетом Соглашения России, Белоруссии и Казахстана о переходе на единую систему технического регулирования в рамках Таможенного союза.
События на Баксанской ГЭС в июле этого года выявили необходимость законодательного закрепления мер безопасности работы предприятий ТЭК, в том числе и административно-режимного характера, связанных с противодействием терроризму. В настоящее время Министерством энергетики РФ подготовлен и находиться на рассмотрении в Правительстве РФ и Совете Безопасности пакет законопроектов по обеспечению мер безопасности функционирования объектов жизнеобеспечения, затрагивающий вопросы противодействия возможным террористическим актам на предприятиях ТЭК. Принятие этого пакета законопроектов также является важной составляющей обеспечения безопасности работы.
В период весенней сессии Государственной Думы 2010 года принят федеральный закон \"О внесении изменений в статьи 1 и 14 Федерального закона \"О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности\" и отдельные законодательные акты Российской Федерации\".
Законом регулируются отношения, касающиеся безопасности ведения работ по добыче угля и горючих сланцев, и предусмотрено повышение ответственности руководства угольных организаций за невыполнения требований по проведению дегазации при добыче угля подземным способом.
В период весенней сессии Государственной Думы 2010 года был принят целый ряд законопроектов, подготовленных к рассмотрению Комитетом Государственной Думы по энергетике совместно с Министерством энергетики Российской Федерации, в их числе:
- \"О теплоснабжении\" и \"О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с введением в действие Федерального закона \"О теплоснабжении\".
Сфера теплоснабжения относится к числу важнейших государственных приоритетов России. При этом основной задачей государства является создание единой законодательной базы, обеспечивающей скоординированную работу организаций различных форм собственности в интересах потребителей в сфере теплоснабжения. Благодаря этому закону создается отрасль теплоснабжения. В законе четко прописаны отношения теплоснабжающих и теплосетевых организаций с потребителями тепловой энергии, порядок распределения тепловых нагрузок и организации управления в системах теплоснабжения. Законом предусматривается, что развитие систем теплоснабжения муниципалитетов и распределение тепловой нагрузки потребителей осуществляется только на основе и в соответствии со схемой теплоснабжения.
- \"О внесении изменений в Федеральный закон \"Об электроэнергетике\" и Федеральный закон \"Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона \"Об электроэнергетике\";
Принятие данного закона было вызвано необходимостью сохранения важнейших принципов ценового регулирования в сфере электроэнергетики, а также закрепления полномочий Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в связи с прекращением с 1 января 2011 года действия 41-ФЗ о государственном регулировании тарифов.
Базовым принципом данного законопроекта является сохранение государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей после 1 января 2011года.
- \"О внесении изменений в Федеральный закон \"Об электроэнергетике\" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях обеспечения устойчивого и надежного снабжения электрической и тепловой энергией ее потребителей\";
Законом предусматривается наделение Правительства или уполномоченного органа по установлению порядка создания и использования нормативов запасов топлива (в том числе в отопительный сезон) на тепловых станциях и устанавливаются административная ответственность за нарушение нормативов запасов топлива и правил вывода в ремонт объектов электроэнергетики.
- \"О внесении изменений в статьи 8 и 21 Федерального закона \"Об электроэнергетике\".
Учитывая многочисленные обращения субъектов Российской Федерации законом продлен срок действия права организации по управлению Единой национальной (общероссийской) электрической сетью передавать в аренду объекты электросетевого хозяйства территориальным сетевым организациям до 1 января 2014 года.
Принятые законы направлены на совершенствование работы отраслевой инфраструктуры, так как именно от согласованных действий системообразующих организаций зависит надежность и безопасность работы всего отраслевого механизма.
Указанные выше законы являются характерным примером того, как в законотворческой деятельности находят свое отражение вопросы обеспечения безопасности работы предприятий ТЭК. Конечно мы далеки от мысли, что в законодательном плане сделано все необходимое, и необходимо использовать сегодня возможности форума для обмена мнениями по этому важному вопросу. Со своей стороны хочу подчеркнуть, что Комитет ГД по энергетике готов рассмотреть все предложения по внесению изменений в действующее законодательство, направленных на повышение безопасности работы предприятий ТЭК».