08.10.2010
Рисковое это дело – добыча нефти в море
Экологи утверждают, что львиная доля аварий, связанных с добычей нефти, происходит на море. В частности, при её транспортировке танкерами. В России, несмотря на многочисленные нормативные акты в этой сфере, многие вопросы остаются неурегулированными. Это отмечали участники парламентских слушаний по проблемам законодательного обеспечения защиты морей от нефтяного загрязнения, которые прошли в Государственной Думе.
«Актуальность темы не вызывает сомнений. Россия ориентируется на активную разработку континентального шельфа внутренних морей и рассматривает её в качестве одного из стратегических приоритетов развития энергетической отрасли», – подчеркнул первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Валерий Прозоровский.
Стоит отметить, что пристальное внимание уделяется строительству новых портов по перевалке нефти и нефтепродуктов на российском Севере. Это является одним из приоритетных направлений, связанных с разработкой Тимано-Печорской нефтеносной территории, месторождений углеводородов на полуострове Ямал. Получит своё развитие Северный морской путь как важнейшая водная артерия для транспортировки самых различных грузов, в том числе нефтяных.
Поэтому игнорирование рисков при добыче нефти, её доставке может привести к катастрофическим последствиям для окружающей среды, к многомиллиардным убыткам добывающих компаний. Валерий Прозоровский напомнил о катастрофе в Мексиканском заливе, когда пожар и последовавший за ним взрыв на нефтедобывающей платформе привели к масштабной утечке нефти. Это нанесло колоссальный ущерб компании «Бритиш Петролеум», расходы которой на ликвидацию последствий аварии превысили 9,5 млрд долларов, а на компенсации рыбакам, владельцам гостиниц и ритейлерам – 240 млн долларов. На устранение всех последствий разлива нефти зарезервировано 32 млрд долларов.
Американский закон о нефтяном загрязнении предусматривает обязательность выплаты компенсаций и штрафов в полном объёме. Как отмечали участники слушаний, подход США к решению вопроса о гражданской ответственности владельцев нефтяных танкеров не имеет аналогов в мире: в названном документе даётся исчерпывающий перечень ответственных лиц в случае возможного инцидента, предусматриваются как расходы на ликвидацию последствий аварии, так и компенсации всем, кто понёс убытки. В нашем законодательстве таких исчерпывающих норм не предусмотрено.
Между тем потенциальная возможность повторения аналогичной катастрофы, как отмечалось на слушаниях, существует всегда. В связи с этим Президент Дмитрий Медведев на заседании президиума Госсовета поставил задачу разработать законопроект, направленный на предупреждение и урегулирование подобного рода ситуаций. В Комитете Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии уже создана рабочая группа по его подготовке. К работе привлечены все заинтересованные ведомства, эксперты, представители науки.
Как считает Валерий Прозоровский, необходим специальный правовой акт о защите морей от нефтяных загрязнений. «Новый закон должен чётко установить систему оценки экологических рисков, жёсткие требования к недропользователям по обеспечению экологической и промышленной безопасности на объектах добычи, переработки, транспортировки и реализации нефти, круг ответственных лиц и систему мониторинга и контроля», – сказал Валерий Прозоровский. Однако никакой закон не может дать гарантий, что нефтяная катастрофа не случится. Поэтому нужно вводить страхование гражданской ответственности разработчиков месторождений, создавать специальные пункты ликвидации последствий загрязнений на условиях государственно-частного партнёрства.
«Надеюсь, Россия воспользуется международным опытом и примет комплексный закон по борьбе с нефтяными загрязнениями, который чётко пропишет меры пред¬отвращения разливов нефти, финансовую ответственность виновных лиц, меры реагирования, финансирования и механизм государственного регулирования данной проблемы», – заметила научный сотрудник Института современных мировых проблем Елена Агаркова.
А вот в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ считают, что целесообразнее внести поправки в существующие законы, чем разработать отдельный проект по защите морей от загрязнений нефтью. Как заметила директор правового департамента министерства Светлана Радченко, уже подготовлены соответствующие поправки в законы о внутренних морских водах, континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ. В частности, предлагается закрепить за организациями, которые эксплуатируют трубопроводы и проводят буровые работы на внутренних морских водах и континентальном шельфе, обязанность принятия плана по предупреждению разлива нефти. Законопроект уже согласован с заинтересованными органами власти и получил положительное заключение Мин¬юста России. Для комплексного регулирования данного вопроса Минтранс России подготовил ещё два законопроекта – о создании фонда охраны водных объектов от загрязнения опасными и вредными веществами с судов и об обязательном страховании гражданской ответственности судовладельца за причинение ущерба окружающей среде.
Комментируя итоги слушаний, председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Евгений Туголуков подчеркнул, что новый закон должен иметь чёткую, обоснованную экономическую платформу, которая предусматривает эффективное финансовое участие в его реализации как государства, так и частных компаний. «К сожалению, противоречия в этом вопросе часто ведут к превращению нормативных документов в «благие декларации». Мы хотим этого избежать», – заметил депутат.