09.08.2010

Контролеров укрупнят. Законодатели сократили количество проверяющих органов, но не подумали уменьшить число проверок

Обещания власти ослабить регуляторное давление на бизнес начинают обретать плоть и кровь. В начале августа Президент подписал изменения к Закону «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», которые вступят в силу 27 октября. Документ оговаривает двукратное сокращение количества проверяющих инспекций при центральных органах исполнительной власти. Однако количество ревизий от этого не уменьшится.

Необходимость реформировать сферу государственного контроля назрела давно. Согласно последним исследованиям МФК в 2008 г. отечественный бизнес совокупно потратил на проверки около 2,44 млрд грн., что равноценно 0,26% отечественного ВВП или общей годовой зарплате 82 тыс. (45%) всех госслужащих. Контролеры посетили 75% всех субъектов хозяйствования. Согласно исследованию крупные предприятия в среднем проверяют более пяти раз в год, мелкие — почти семь. На общение с ревизорами менеджеры в год тратят не менее 15 рабочих дней, а собственникам приходится выкладывать на штрафы и неофициальные платежи в среднем 2,4 тыс. грн. и еще 1,2 тыс. грн. на оплату труда сотрудников, задействованных в процедурах проверок. Столь плотное общение бизнеса с контролерами объясняется просто: желая в полной мере воспользоваться всеми преимуществами, которые в нашей стране дает власть, ведомства бесцеремонно плодят доморощенных контролеров. Сейчас в стране насчитывается 83 инспекции и администрации, имеющих право ревизовать предпринимателей. Тогда как, к примеру, в Латвии их всего 16, в Грузии — 20, в Армении — 19, в Беларуси — 40, в Словении и Черногории — по 26, в Сербии — 30.

Больше всего у нас желающих проверить соблюдение земельного и трудового законодательства, промышленную безопасность, а также работу образовательных учреждений. За каждым из указанных направлений зорко следят по шесть органов контроля. Транспортную отрасль проверяют пять различных инспекций, растениеводство и семеноводство — восемь. Причем эти структуры фактически дублируют функции друг друга. «Например, Госвининспекция проверяет качество вин, что также входит в обязанности Госпотребстандарта и санэпидемстанции. Они также следят за качеством хлебобулочных изделий. Эту же работу делает Госхлебконтроль и инспекция по контролю качества сельскохозяйственной продукции при МинАПК. Одной из восьми инспекций, курирующих сферу семеноводства и растениеводства, является инспекция по контролю в цветочно-декоративной сфере. При этом такое огромное количество проверяющих вовсе не дает гарантий эффективности государственного контроля», — говорит старший аналитик проекта МФК «Инвестиционный климат в Украине» Сергей Глущенко.

Изменения к Закону «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» призваны основательно проредить армию ревизоров. Согласно документу при каждом центральном органе исполнительной власти должно остаться не более одного контролирующего органа. Вопрос лишь в том, как именно каждое из ведомств будет решать проблему ликвидации «дублеров». Первым свой вариант предложило Минагрополитики. «Министерство уже разработало проект правительственного постановления, согласно которому будут упразднены семь инспекций, а вместо них создана Генеральная агропромышленная инспекция. Мы сократим вспомогательные службы — бухгалтерии и отделы кадров, обслуживавшие ликвидируемые инспекции, а профильных специалистов постараемся по максимуму сохранить. И за каждым подразделением закрепить конкретный фронт работ. Ведь множество функций у этих инспекций дублировались, а некоторые направления, например, контроль за продукцией, содержащей ГМО, осуществлялся недостаточно эффективно. Работа ликвидируемых инспекций была настолько не скоординирована, что у нас даже нет единой статистики, сколько проверок они провели с начала года. Но мы уверены, что после реорганизации их количество существенно сократится», — рассказал «ДС» замминистра аграрной политики Анатолий Скорченко.

Никто из опрошенных «ДС» министерских чиновников не стал однозначно утверждать, что после проведения реорганизаций контролирующих структур количество проверок предприятий уменьшится. В Госкомпредпринимательства же вообще заявили, что при разработке упомянутого документа такой цели не ставили. Видимо, это именно так, поскольку в ходе работы над новым законом из него исчезла, пожалуй, единственная полезная для бизнеса норма, разрешавшая предприятию в течение 30 рабочих дней исправить выявленные в ходе проверки нарушения. Штрафные санкции применялись бы лишь к тем, кто этого не сделал. «Конечно с точки зрения формулировки, эту норму нужно было подкорректировать. Неправильно обязывать санэпидемстанцию ждать истечения 30 дней, если в проверенном ею заведении общественного питания выявлены факты использования для приготовления пищи некачественного сырья. Или же пока не будут устранены нарушения пожарной безопасности, которые в любой момент могут привести к человеческим жертвам. Однако и моментальное выписывание штрафа — тоже неправильный подход. В Европе проверяющие органы используют многоступенчатую работу: сначала предупреждение, тогда обнародование информации, беседы и лишь потом — штраф. Кроме того, если, например, вы продаете несвежее мясо, то опечатывается только холодильник с этим мясом. У нас же сразу закрывается весь магазин. И эта система только провоцирует коррупционеров, наделенных проверочными полномочиями», — отмечает Сергей Глущенко.
Несмотря на широкую рекламу нынешних новаций, которую развернуло ведомство Михаила Бродского, когда упомянутый документ проходил парламентские слушания, бизнес в итоге получил еще один бесполезный закон. И он никоим образом не изменит устоявшуюся порочную систему взаимоотношений проверяющих и их подопечных.

Источник: Деловая столица

Вступить в СРО